Менеджмент - как искусство управления
Менеджмент – это особая динамическая организация управления, необходимая экономически самостоятельному хозяйственному объекту, гибкая система предприимчивого и инновационного руководства, способная чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды.
В общедоступном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.
Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.
Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.
Управление ставит своей непосредственной задачей внесение необходимой упорядоченности в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.
Основная цель менеджмента состоит в обеспечении согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов организации.
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:
-
ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;
-
постоянное стремление к повышению эффективности производства;
-
хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;
-
постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
-
необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.
С точки зрения экономистов, менеджмент – это важнейший фактор управления производством наряду с трудом и капиталом.
Администраторы считают его системой власти в организации, с помощью которой осуществляется регулирование отношений между руководителями и подчиненными.
Социологи рассматривают менеджмент как социальный институт, как важный элемент структуры современного общества и системы социальных статусов.
Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей. Основные из них: маркетинг, анализ, управление персоналом.
Маркетинг — одна из самых важных составляющих коммерческого успеха. Это не только организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, это еще и формирование потребителей, и управление ими. Каждая фирма должна иметь свою структуру маркетинга, которая используется для достижения поставленной цели, удовлетворения требований целевого рынка. Маркетинг рассматривается как интегрирующая функция менеджмента. Менеджмент и маркетинг представляют собой две стороны управления предприятием.
Менеджмент — это:
-
способ, манера обращения с людьми
-
власть и искусство управлять кадрами
-
особые умения и административные навыки
-
орган управления, административная единица
Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности.
Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею.
В основе менеджмента как науки — тысячелетняя практика управления